Золотое сечение в архитектуре, строительстве и дизайне

Строительство
Содержание
  1. Что такое золотое сечение и как его понимать
  2. Дальше познакомимся с понятием вурфных соотношений.
  3. Главный секрет золотого сечения
  4. Золотое сечение в дизайне интерьера
  5. Использование золотых пропорций в интерьере вашего дома, квартиры
  6. Расстановка мебели по законам золотого сечения
  7. Неоготика XIX века
  8. Почему сегодня ценность ЗС снижается
  9. Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями
  10. Экскурс в историю: кто придумал золотое сечение
  11. Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре
  12. Как разделить отрезок по правилу золотого сечения
  13. Принцип расчета и построения золотого сечения
  14. Как определить число золотого сечения
  15. Как рассчитать золотое сечение на простейшем примере
  16. Как построить золотое сечение на примере прямоугольника и спирали
  17. Идеальный треугольник и пентаграмма
  18. Применение в строительстве
  19. Происхождение универсальной пропорции
  20. Золотое соотношение во внутреннем оформлении
  21. О не совсем одноэтажном доме
  22. Божественная гармония золотого сечения в архитектуре: фото древних построек и примеры современного строительства
  23. Тайны древнеегипетской архитектуры
  24. Идеальные пропорции в древней Греции
  25. Памятники архитектуры средневековья
  26. Видео описание
  27. Выбор цвета по правилам золотого сечения
  28. Подвесной декор
  29. Золотое сечение в мебели

Что такое золотое сечение и как его понимать

Мы часто встречаем дома, предметы, постройки, растения, которые нас чем-то завораживают. Люди долго пытались понять, почему одно кажется нам красивым, а другое нет, искали закономерности. И, кажется, нашли. Это соотношение частей, которое мы называем золотым сечением.

Никто точно не знает, кто и когда придумал золотое сечение. Кто-то приписывает это открытие Пифагору, но первое упоминание встречается в «Началах» Евклида, а жил он в 3 веке до н.э. Так что, конечно, находка старая. Именно по такому принципу строились древнегреческие и римские храмы. Конечно, это могут быть совпадения, но они очень странные и их много. Так что, скорее всего, они знали об идеальных пропорциях.

Сохранившиеся постройки древности также подчиняются правилу золотого сечения
Сохранившиеся постройки древности также подчиняются правилу золотого сечения

Совершенно очевидно, что Леонардо да Винчи искал подтверждение этого принципа в строении человеческого тела. И что самое интересное, я его нашел. Те лица и тела, которые кажутся нам красивыми, имеют пропорции по закону золотого сечения.

Формальное определение звучит одновременно просто и сложно. Он связан с двумя сегментами разного размера. Принцип примерно таков: если отрезок разделить на две неравные части, деление будет пропорциональным, если большая часть отрезка относится к целому так же, как меньшая часть к большей. Будет понятнее, если вы посмотрите на картинку и выкройку.

Принцип и формула золотого сечения
Принцип и формула золотого сечения

На рисунке весь отрезок разделен так, что если разделить а на b получится 1,1618, такое же число получится, если весь отрезок разделить на большую часть — а.Это число является воплощением идеальной пропорции. Вот если посмотреть на картинку с Парфеноном, пропорции этого сооружения тоже выдерживают определенное соотношение.

Эту же формулу можно представить в процентах. Может кому так легче. Чтобы деление целого было пропорциональным, части должны быть 62% и 38%. Так будет легче запомнить.

Последовательность Фибоначчи — это не только математическая формула
Последовательность Фибоначчи — это не только математическая формула

Эта формула была разработана математиком Фибоначчи. Он разработал последовательность чисел, элементы которой, начиная с девятого, подчиняются тому же закону. Графическое представление этой последовательности — спираль. Если присмотреться, то в природе, в архитектуре и в человеческом теле пропорции красоты присутствуют.

Дальше познакомимся с понятием вурфных соотношений.

Для блока, состоящего из трех элементов длин a, b, c, отношение wurf W(a, b, c) вычисляется по формуле:

W(a,b,c)=(a+b)(b+c)/b(a+b+c).

При этом следующий блок � с разными размерами и разными соотношениями элементов � a’, b’, c’ будет конформно-симметричным ему, если значения их вурфов равны, т.е если:

W(a,b,c)=W(a’,b’,c’).

С помощью преобразований такие блоки можно соединять друг с другом с полной сходимостью всех их точек.

В процессе роста размеры частей тела человека и их пропорции все время меняются. Причем эти изменения согласуются с принципами конформно-симметричных преобразований. Например, если взять пропорции стопы, голени и бедра в 1, 10 и 20 лет, изменения выглядят так:

1:1,27:1,40; 1:1,34:1,55; 1:1,39:1,68.

Различные части тела растут неравномерно. Голень и бедро растут намного больше, чем стопа, пропорции тела человека все время меняются. Индексы Вурфа для каждого возраста рассчитываются с одним и тем же значением:

W (1; 1,27; 1,40) = 1,30; W (1; 1,34; 1,55) = 1,30; Вт (1; 1,39; 1,68) = 1,30

и остаются неизменными в течение всего периода роста. Постоянная и неизменная величина ветра свидетельствует о преобразовании форм нашего тела по принципам конформной симметрии. Это же изображение открывается на другие блоки: рука — предплечье — кисть; фаланги пальцев; туловище, верхние и нижние конечности и т д. Значения Вурфа различаются незначительно, в среднем W = 1,31. В идеальном случае В. Петухов указывает W = 1,309, что выражается величиной золотого сечения, равной F�/2. Она называет его «золотым вурфом» .

Таким образом, вурфовские пропорции позволяют выделить конформно-симметричные группы, т е группы отношений родства с одним исходным началом. Обычные бинарные пропорции показывают только различия, в то время как вурф-отношения показывают общность некоторого набора троичных отношений.

Если пропорции окружающих нас произведений архитектуры принадлежат к случайным группам, как в большинстве современных сооружений, то человек оказывается в среде, пропорциональная структура которой не свойственна ему в своей симметричности. Такая среда, не имеющая ни одной из групп симметрии, свойственных человеку, чаще всего не воспринимается им и часто отвергается.

Значительный прорыв в расшифровке древнерусской сажени произошел, когда в Новгороде возле церкви Параскевы Пятницы был найден фрагмент меры новгородского зодчего. В ходе исследований сначала Пилецкого А.А., а затем Черняева А.Ф удалось не только полностью восстановить его, но и показать, что он является одновременно измерительным и соразмерным инструментом. На одной стороне были отмечены меры всех саженей, а остальные три стороны, совмещенные с первой, представляли собой своеобразную логарифмическую горку, что позволяет очень легко подобрать золотую пропорцию!

При этом были подсчитаны недостающие сажени и определены размеры известных.

Список саженей ниже. Многие имена восстановить не удалось, у многих было несколько имен, поэтому придумывались новые имена или использовалось одно из старых имен. Были и меньшие величины измерения: полсажени (1/2 сажени), локоть (1/4 сажени), размах (1/8 сажени), пясти (1/16 сажени), вершок (1/32 сажени). На основе саженей и их долей, а также последующего умножения на 2 всех саженей была составлена ​​матрица, получившая название «русский семер» или «русская матрица»:

русская матрица русская матрица

Оказалось, что все диагонали слева направо снизу вверх представляют и ряд Фибоначчи, и золотое сечение. Например, возьмем сажень людей по диагонали:

67,2 + 108,8 = 176,0 176 / 108,8 = 1,618 108,8 / 67,2 = 1,618

В строках везде коэффициент 2/Ф=2/1,618=1,236.

Если сажени расположены по возрастающей длине, то соседние сажени будут относиться друг к другу с таким же коэффициентом 1,059°, как и частоты соседних полутонов в музыкальном ряду. Матрица может продолжаться бесконечно во всех направлениях — влево и вправо, вверх и вниз.

Но в Древней Руси, конечно, такой матрицы не знали, и для них логичнее было выбрать сажень, эквивалентную размеру человека. Если предположить, что сажень людей равна росту зодчего, то всякий может вычислить остальные сажени пропорционально этому росту. Делалось это разными очень простыми методами, вообще без использования чисел и вычислений (геометрически). Видимо, со временем для удобства приняли единую систему саженей, ориентируясь на рост среднего человека — 176 см, она отождествлялась с народной саженью.

Главный секрет золотого сечения

Если естественные проявления универсального сечения в пропорциях тел животных и человека, основании стебля растений еще можно объяснить эволюцией и способностью приспосабливаться к влиянию внешней среды, то открытие золотой раздел в строительстве домов 12-19 веков был несколько неожиданностью. Более того, знаменитый древнегреческий Парфенон строился по универсальным пропорциям, многие дома и замки состоятельной знати и зажиточных людей в Средние века строились специально с параметрами, очень близкими к золотому сечению.

98_image010.png

Золотое сечение в дизайне интерьера

При планировке помещения рисуется планировка, которая делится на части по принципу золотой спирали. Зонирование проводится строго по точкам пересечения основных линий — в этих точках будет стоять мебель, ширмы, ширмы и т д.

При проектировании дома также придерживаются необходимых правил. Так, отношение самой большой комнаты к площади квартиры составляет 0,62 к 1, меньшее имеет такое же отношение к большой площади, кухня к меньшей комнате, холл к кухне, санузел к холлу, балкон к санузлу.

Использование золотых пропорций в интерьере вашего дома, квартиры

Когда вы посмотрите на картинку ниже, вы сразу заметите тонкую асимметрию и легкий беспорядок. Золотое сечение помогает создать интерьер, который подарит ощущение покоя и уюта.


Красиво оформленный интерьер дома

Имейте в виду, что идеальной формой комнаты является форма с соотношением ширины к длине 5 к 8 или 1 к 1,62.

При проектировании первых многоквартирных домов в начале прошлого века использовалась система антропометрических пропорций, изобретенная архитектором Ле Корбюзье.


Модуль Ле Корбюзье

Так называемый «модуль» представлял собой фигуру человека с поднятой рукой, рост и все пропорции которого соответствовали средним реальным параметрам человеческого тела.

Это еще раз доказывает, что самое комфортное жилье для человека – это дом, спроектированный по законам божественной пропорции, которые проявляются в природе и особенно в человеческом теле.

Расстановка мебели по законам золотого сечения

Главное, что нужно иметь в виду, это соотношение сторон 2:3.

Для начала следует визуально разделить пространство на две части: большая, которая составит две трети от общей площади, будет вмещать мебель и станет основной зоной, а меньшая, предназначенная для второстепенных функций, как отдельный уголок или место для хранения.

Неоготика XIX века

Этот стиль продолжает древние готические тенденции и предшествует викторианской эпохе. Пропорции в неоготической архитектуре девятнадцатого века дали своим последователям также мрачные, возвышающиеся ввысь, сводчатые здания, повторяющие те же стрельчато-арочные оконные и дверные проемы. Расположение башен, порталов и сводов следует отчетливому сухому ритму числа 1,68…

использование пропорций в архитектуре и искусстве

Готическое возрождение, соблюдая традиции готической архитектуры, становится менее мрачным. В нем при сохранении божественных пропорций сочетаются разные стили и направления архитектуры, сохраняя при этом общую тематическую концентрацию. Сочетания круглых окон со стрельчатыми арками и выступающими вверх башнями также подчинены золотому профилю, что позволяет добиться гармоничного восприятия всего строения в целом.

Почему сегодня ценность ЗС снижается

На протяжении веков принцип золотого сечения определял пропорции в строительстве домов, а формула служила гарантией получения здания с правильными, естественными пропорциями. Однако AP — это лишь один из многих шаблонов, используемых в дизайне.

Многие современные архитекторы вообще никогда не используют числа Фибоначчи, и это не мешает им создавать удивительные или величественные проекты. Они не считают GL универсальным правилом, единственной формулой, отвечающей за эстетическую красоту.

Часто золотое сечение добавляется в дизайн как изюминка, но весь дизайн, как и в прошлые века, на нем не строится. Многие дизайнеры считают использование только одного шаблона упрощением и недостатком индивидуальности.

Золотое сечение в архитектуре современного жилого дома

Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями

Если вы хотите применить полученную информацию на практике, вам нужно как-то научиться делить пространство или строить его в соответствии с этим законом. Во-первых, давайте научимся строить прямоугольник с идеальными пропорциями. За основу берем квадрат.

Построение прямоугольника с золотым сечением
Построение прямоугольника с золотым сечением

Делим квадрат пополам, в одном из получившихся прямоугольников проводим линию, соединяющую противоположные углы. Затем берем циркуль, ставим иглу в центр нижней части квадрата, откладываем длину получившейся диагонали и отмечаем ее на линии, которая будет продолжением нижней стороны квадрата. Полученный прямоугольник имеет соотношение сторон 1,62 (именно это соотношение дает 62% и 38%).

Это конечно неспроста)) хотя не все следуют этой схеме
Это очевидно. Хотя не все следуют этому шаблону

Еще интереснее то, что если вы начнете делить прямоугольник 1,62 на квадрат и прямоугольник, то снова получите прямоугольник с идеальными пропорциями, но меньшего размера. Если его снова разделить по такому же принципу, то останется еще пара квадрат+прямоугольник со сторонами, соотношение которых будет соответствовать золотому сечению. И так до тех пор, пока вы не сможете сделать раскол. Но что более интересно, ряд Фибоначчи, который выглядит как развивающаяся спираль, идеально вписывается в это деление. Иллюстрацию можно найти на картинке выше.



Экскурс в историю: кто придумал золотое сечение

И у древних греков, и у египтян было представление о золотом сечении, известном и в России. Но впервые в 1509 году в книге «Божественная пропорция», иллюстрации к которой принадлежат Леонардо да Винчи, монах Лука Пачоли дал научное определение правила. Он видел божественное единство в золотом сечении:

  • маленький сегмент — сын;
  • большой отец;
  • весь сегмент — святой дух.

Вторую жизнь З.С получил в 1855 году благодаря философу Адольфу Цейзингу. Он довел теорию до абсолютного идеала и стал универсален для всех проявлений. Все это он описал в своей книге «Математическая эстетика», которая когда-то была предметом многих негативных мнений и критики.


Золотое сечение в божественных пропорциях

Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре

Правила применения золотого сечения стали чрезвычайно популярными в строительстве частных домов в последние годы. Экологичность и безопасность строительных материалов сменились гармоничным дизайном и правильным распределением энергии внутри дома.

Современная интерпретация принципа всеобщей гармонии давно вышла за рамки обыденной геометрии и формы объекта. Сегодня важны не только размерные цепочки длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площади комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма фасада. Интерьер комнаты подчиняется правилу.

Легче всего построить гармоничный дом на модульной основе. При этом большинство отделов и помещений выполнены в виде отдельно стоящих блоков или модулей, спроектированных по принципу золотого сечения. Строить здание как набор гармоничных модулей гораздо проще, чем строить единую коробку, где большая часть фасада и интерьера должны находиться в строгих рамках золотого сечения.

Многие строители частных домов используют принципы и концепции золотого сечения, чтобы повысить уважение и создать у клиентов впечатление глубокого изучения дизайна дома. Как правило, такой дом декларируется как очень удобный и гармоничный в использовании. Надлежащая пропорция площади комнат гарантирует душевный комфорт и прекрасное здоровье хозяев.

Если дом строился без учета оптимальных пропорций золотого сечения, можно перепланировать комнаты так, чтобы пропорции комнаты соответствовали соотношению сторон стен в соотношении 1:1,61. Для этого можно передвигать мебель или устанавливать внутри комнат дополнительные перегородки. Аналогично изменяются размеры оконных и дверных проемов так, чтобы ширина проема была в 1,61 раза меньше высоты дверного полотна. Таким же образом осуществляется планировка мебели, бытовой техники, отделки стен и пола.

Сложнее подобрать цветовую гамму. При этом вместо обычного соотношения 63:37 сторонники золотого правила приняли упрощенную трактовку — 2/3. Это значит, что основной цветовой фон должен занимать 60 % площади помещения, не более 30 % приходится на оттеняющий цвет, а остальное отводится под различные родственные тона, призванные усилить восприятие цветового решения.

Внутренние стены комнаты разделяются горизонтальной полосой или бортиком на высоте 70 см, устанавливаемая мебель должна быть соизмерима с высотой потолков по золотому сечению. То же правило относится и к распределению длины, например, размер дивана не должен превышать 2/3 длины стены, а общая площадь, занимаемая мебелью, относится к площади комнаты как 1:1,61.

Золотое сечение сложно массово применять на практике из-за только одного значения сечения, поэтому при проектировании гармоничных зданий часто прибегают к ряду чисел Фибоначчи. Это позволяет расширить количество возможных вариантов пропорций и геометрических форм основных элементов дома. При этом ряды чисел Фибоначчи, связанные четкой математической зависимостью, называются гармоническими или золотыми.

В современном методе проектирования квартир, основанном на принципе золотого сечения, помимо ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве исходной единицы измерения выбирается рост будущего владельца или средний рост человека, с помощью которого рассчитываются все параметры здания и интерьера. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничным, но и по-настоящему индивидуальным.

Презентация
Золотое сечение <a href=

Золотое сечение в архитектуре: что это такое Кто изобрел золотое сечение Принцип вычисления и построения золотого сечения: как определить число, как вычислить золотое сечение, как построить золотое сечение на примере прямоугольника и спираль золотого сечения
Божественная мера прекрасного золотого сечения Фибоначчи. | звуковая терапия
Презентация
Золотое соотношение между дизайном и жизнью
Индивидуальный математический проект на тему:
Золотое сечение в дизайне квартиры, дома и участка — примеры с фото принцип золотого сечения в архитектуре, строительстве и дизайне
Пропорциональность в архитектуре мрачного г.д. 1935 | библиотека: книги по архитектуре и строительству | тоталарх
Золотое сечение в дизайне — что это такое

Как разделить отрезок по правилу золотого сечения

Этот навык пригодится, например, при создании проекта дома, планировке, дизайне квартиры, расстановке мебели и т д. Также он может понадобиться при планировке участка, клумб, посадке растений и т д. В общем, его можно использовать почти в любом месте.

Ничего особенного, но глаз не оторвать. Ты знаешь почему?
Ничего особенного, но глаз не оторвать. Ты знаешь почему?

Итак, порядок деления отрезка по правилу золотого сечения:

  • Возьмите отрезок, разделите его пополам.
  • На одном конце восстанавливаем перпендикуляр (прямая под углом 90°), который равен половине длины отрезка. На рисунке это отрезок ВС.
  • Соединяем полученную точку С прямой линией с другим концом отрезка (А).
  • Поместим на отрезке АС точку D. Она находится на расстоянии, равном длине отрезка ВС. Проще всего это сделать с помощью циркуля, но можно и линейкой.
  • Измеряем длину сегмента AD (опять же циркулем или линейкой). Такую же длину откладываем на отрезке АВ. Получаем точку Е.
  • Вот если мы измерим длины AE и EB и разделим их, то получим вот это очень ценное число — 1,62.

Разделение сегмента на части с идеальным соотношением
Разделение сегмента на части с идеальным соотношением

Повторив процедуру несколько раз, вы научитесь делать все буквально за несколько минут. Если вам нужно, например, указать высоту окна, его форму, вы также можете использовать эти пропорции. По такому же принципу можно определить расположение всех архитектурных элементов, их размеры. При планировании существующих объектов деление проще проводить в процентах. Здесь вы либо считаете в уме, либо пользуетесь калькулятором.

Принцип расчета и построения золотого сечения

Примеры пропорции золотого сечения можно увидеть при строительстве многих архитектурных объектов, нужно только уметь правильно ее видеть. Для этого смотрите на структуру всего 5 минут.

Как определить число золотого сечения

Итальянский астроном Фибоначчи связал пропорцию ZS, вывел ряд чисел, в которых значение каждого последующего равно сумме двух предыдущих. Сегодня этот паттерн известен как ряд Фибоначчи:

  • 0, 1,1 (0 + 1), 2 (1 + 1), 3 (1 + 2), 5 (2 + 3), 8 (3 + 5), 13 (5 + 8), 21 (8+ 13) , 34 (13+21), 55 (21+34), 89 (34+55) и так до бесконечности;
  • если вы разделите следующее число на предыдущее, вы получите коэффициент AP.

Эта формула используется для расчета доли золотого сечения в любой отрасли, на практике чаще всего используются округленные значения 0,62 и 0,38.

Ряд Фибоначчи в церкви Покрова на Нерли
Ряд Фибоначчи в церкви Покрова на Нерли

Как рассчитать золотое сечение на простейшем примере

Легче всего объяснить гармонию АП можно на примере обычного куриного яйца, точнее, расстояния всех точек скорлупы от центра тяжести. Именно форма панциря, а не его прочность, обеспечила птицам выживание так долго и при любых условиях.

Если взять обычный отрезок, состоящий из нескольких меньших, то их длины относятся к большему значению 0,62. Это показывает, как можно разбить всю линию, чтобы получить идеальные пропорции.

Простой пример золотого сечения в курином яйце
Простой пример золотого сечения в курином яйце

Как построить золотое сечение на примере прямоугольника и спирали

Если построить золотой прямоугольник с помощью ряда Фибоначчи, он будет выглядеть как одно целое. Рассмотрим зависимость на примере:

  • нужно нарисовать квадрат со стороной 1 и рядом с ним еще один такой же;
  • над ними положить квадрат со стороной 2;
  • слева гармонично вписывается квадрат с гранью 3;
  • внизу — квадрат со стороной 5;
  • справа место займёт квадрат с гранью 8;
  • площадь прямоугольника 8×13, где 13 — следующее число в ряду;
  • если на калькуляторе разделить следующее число на предыдущее, то получится значение золотого сечения 1,62, и чем больше число, тем меньше погрешность по отношению к ним;
  • если спираль построена по такому принципу, то каждая четверть витка будет расширяться ровно на величину ZS.

Правило золотого сечения в прямоугольнике
Правило золотого сечения в прямоугольникеПостроение золотой спирали из прямоугольника
Построение золотой спирали из прямоугольника

 

Идеальный треугольник и пентаграмма

Идеальным называется равнобедренный треугольник, основание которого связано с длиной стороны как 1/3. Это означает, что золотое сечение снова соблюдается. Нарисовать треугольник с идеальными пропорциями несложно. Циркулем удобнее, но и с линейкой можно справиться.

Золотой треугольник, принцип его строения и применения
Например, золотой треугольник, то есть принцип его построения и применение в создании интерьера

Это строительство. На прямой из точки А откладываем отрезок любой длины три раза. Обозначим эту длину через О. Получаем точку В. Через нее проводим перпендикуляр к отрезку АВ. На этой прямой по обе стороны от точки В откладываем значение О. Получаем две точки d1. Соединим их точкой А. Итак, у нас есть треугольник, стороны которого связаны как 1,62. Проверить это можно, если с помощью циркуля отложить длину основания в сторону (точка С). Вторая проверка заключается в том, что противолежащий угол равен 36°.

Построение пентаграммы немного сложнее. Входим в него по кругу, без компаса не обойтись.

  • Отмечаем центр круга как О, проводим через него прямую до пересечения с кругом. Обозначим одну из точек пересечения через A. Отрезок OA является диаметром окружности.
  • Находим середину отрезка ОД, ставим точку Е. От центра окружности вверх до пересечения с окружностью восстанавливаем перпендикулярность. Это точка Д.

Построение пентаграммы
Построение пентаграммы

  • соединяем точки Е и D. С помощью компаса устанавливаем на радиусе точку С. Отрезок CD равен длине отрезка ED. С помощью компаса измерьте длину сегмента ED. Вводим иглу в точку Е, ведем поводок до пересечения с радиусом. Итак, у нас есть точка С.
  • Длина отрезка DC равна стороне пентаграммы. Измеряем его, циркулем переводим в окружность. Для этого с помощью циркуля с отложенным расстоянием ставим на окружность еще четыре точки, соединяя их одну за другой, получаем пентаграмму.

Интересно, что если вершины получившейся пентаграммы использовать для рисования звезды, она будет состоять из правильных треугольников.

Применение в строительстве

Как уже говорилось, никто не знает, кто открыл золотое сечение, но все, что кажется нам прекрасным, имеет именно такие пропорции. Примеров в природе много. Если рассматривать известные здания, то здесь тоже та же картина.

Св. Исаак - можно посчитать из-за интереса))
Св. Исаак — из любопытства можно посчитать

Если вы хотите, чтобы ваш дом был привлекательным внутри и снаружи, запомнился и полюбился, то можно просчитать хотя бы базовые пропорции при создании или выборе дизайна. Корректировка пропорций не всегда проста и часто связана с дополнительными затратами. Но если вы сразу вспомните о золотом сечении при создании своего проекта, то вопросы сами собой отпадут. На самом деле, это не так сложно.

Например, вы хотите дом площадью около 100 кв. Длинная сторона может быть 12 метров. Тогда шорт составит 62% длины и будет 7,44 метра. Можно сделать 7 метров или 7,5, можно увеличить до 8. Точное, вплоть до сантиметра, соблюдение размеров совсем не обязательно. Соотношение важно. А «на глаз» даже выглядит почти гармонично. Площадь застройки в этом случае несколько меньше – 90-96 квадратов. Если нужно больше — возьмите длинную сторону, равную 13 метрам, и посчитайте еще раз. Вроде понятно, как применять золотое сечение при создании дизайна дома.

Если основные параметры здания находятся в правильных пропорциях, здание интересно смотрится в любом стиле
Если основные параметры здания находятся в правильных пропорциях, здание интересно смотрится в любом стиле

Высота пола в этом случае принимается равной 32% длинной части. Это будет 12*0,32=3,84 метра. В принципе, это соответствует нынешним представлениям о комфортных габаритах помещения, но при необходимости высоту можно уменьшить. Примерно так же подсчитываются все остальные фрагменты дома.

Не забывайте, что дом также должен вписываться в ландшафт. Если есть какая-то доминанта — например, высокий холм, необходимо рассчитать отношение к холму и долю рельефа. В общем, чтобы создать гармоничное хозяйство, необходимо учитывать множество факторов.

Можно использовать не только прямые линии. Правда, с криволинейными поверхностями работать сложнее, да и стоят они дороже – нестандартный прибор всегда дороже
Можно использовать не только прямые линии. Правда, с криволинейными поверхностями работать сложнее, да и стоят они дороже – нестандартный прибор всегда дороже

По такому же принципу разрабатывают внутреннюю планировку, стараясь максимально выдержать требуемое соотношение. Но повторим еще раз: по возможности. Не зацикливайтесь на точном соответствии с рулеткой. Важна общая тенденция.

Читайте также Зеленая кухня: примеры реальных фото зеленых кухонь

Происхождение универсальной пропорции

Древнегреческие математики Евклид и Пифагор знали о золотом соотношении сечений. В одном из памятников античной архитектуры — пирамиде Хеопса пропорции сторон и основания, отдельных элементов и настенных рельефов выполнены в соответствии с универсальной пропорцией.

Техника золотого сечения широко использовалась в Средние века художниками и архитекторами, а сущность универсальных пропорций считалась одной из тайн мироздания и тщательно скрывалась от рядового обывателя. Композиция многих картин, скульптур и зданий выстроена строго по пропорциям золотого сечения.

958_image006.jpg

Впервые суть универсальной пропорции задокументировал в 1509 году монах-францисканец Лука Пачоли, обладавший прекрасными математическими способностями. Но настоящее признание пришло после того, как немецкий ученый Цейзинг провел комплексное исследование пропорций и геометрии человеческого тела, античных скульптур, произведений искусства, животных и растений.

621_image007_small.png

У большинства живых объектов некоторые размеры тела соответствуют одним и тем же пропорциям. В 1855 году ученые пришли к выводу, что пропорции золотого сечения являются своеобразным эталоном гармонии тела и формы. Речь идет, в первую очередь, о живых существах, для натюрморта золотое сечение встречается гораздо реже.

Золотое соотношение во внутреннем оформлении

Что еще дает золотое сечение, кроме визуального удовольствия? Психологи утверждают, что в интерьере, созданном по такому принципу, человек чувствует себя комфортнее. Это субъективно, конечно, но попробовать можно. Вот как интерпретируется принцип золотого сечения в дизайне интерьера:

  • Если вы собираетесь разделить комнату на зоны, воспользуйтесь правилом. Это значит, что одна часть должна быть в районе 62%, другая — 38%.
  • Площадь, занимаемая мебелью, не должна превышать 2/3.
  • При выборе мебели мы руководствуемся принципом: каждый предмет среднего размера является крупным по габаритам, а также малым и средним.
  • При выборе цвета руководствуйтесь примерно такими же правилами:
    • Основной цвет составляет примерно 2/3, все дополнительные и акцентные цвета – 1/3. Цвета подбираются по определенным правилам.
    • Второй вариант: 60% основной цвет, 30% пятно и 10% акценты.Пример подбора цветов по принципам правильной пропорциональности
      Пример подбора цветов по принципам правильной пропорциональности
  • При использовании горизонтальной перегородки стены (панели) высоту панели можно принять равной 1/3 или 2/3 общей высоты помещения. Но при этом мебель подбирается пропорционально по высоте, а не по длине.

В случае с мебелью правило кажется непонятным, но это только на первый взгляд. Например, мы выбираем группу отдыха. Большим предметом в данном случае является диван или софа. Средний – журнальный или кофейный столик, стулья. Малый — аксессуары. Так, размеры журнального столика не должны быть больше длинной стороны дивана, а кресел не должны быть больше его короткой стороны. Аксессуары не больше размера стола или стула. Они прекрасно коррелируют с ними в 62% и 38%.

Соразмерность важна
Соразмерность важна

Почему не указано точное соотношение? Потому что, во-первых, найти такие предметы нереально. Во-вторых, золотое сечение не только 62%, но и 38%. Это также последовательность Фибоначчи, согласно которой дизайн является гармоничным. Есть люди, для которых следование этой последовательности является «встроенной функцией». Им не нужно считать, они выбирают, руководствуясь инстинктом и интуицией. Но если проанализировать их выбор, то пропорции будут близки к идеальным. Мне это нравится.

О не совсем одноэтажном доме

На наш взгляд, жить в одноэтажных домах гораздо комфортнее. И хотя лестница часто используется как украшение интерьера, ее отсутствие является большим преимуществом. Кроме того, в доме с обедненным чердаком часто возникают проблемы с температурными перепадами. Мансардные помещения, хотя и хорошо утеплены, могут чрезмерно нагреваться летом, а зимой теплый воздух скапливается в верхней части дома, и на чердаке становится слишком жарко, тогда как на первом этаже довольно прохладно.

Пример не одноэтажного дома

Пример не одноэтажного дома. Любимая архитекторами простая четырехскатная крыша с большими скатами перекрывает мансарду, что является резервом площади и позволяет создать в одноэтажном доме высокие интерьеры и антресоли

Кроме того, крыши в одноэтажных домах часто имеют небольшой уклон скатов. И хотя на чертеже пропорции высот могут показаться правильными, в реальности, при взгляде с высоты человеческого роста, скатов не видно, крыша «исчезает», но бросаются в глаза карнизы и водостоки.

Поэтому в одноэтажных домах из эстетических соображений стараемся проектировать более высокую крышу. Он должен быть на виду, так как может стать украшением вашего дома. Ну а если крыша достаточно высокая, всегда возникает вопрос, как использовать мансарду. Иногда двухуровневая гостиная является оптимальным вариантом. Он придает помещению нужный статус и разнообразит внутреннее пространство.

Веранда и вход в дом

Вход в дом. Угловое окно, через которое видна кухня, создает атмосферу открытости. Разнообразит образ сочетание отделочных материалов: красно-коричневый кирпич, светлая штукатурка, натуральное дерево и темно-синяя плитка.









Божественная гармония золотого сечения в архитектуре: фото древних построек и примеры современного строительства

Многие древние сооружения, дошедшие до наших дней, подтверждают мнение о том, что они были построены по принципам идеальных пропорций. Это резиденции королей, церкви, общественные здания. Рассмотрим на примере правила золотого сечения в разных странах.

Тайны древнеегипетской архитектуры

В древнеегипетской архитектуре пирамида Хеопса строилась по правилам золотого сечения. Глядя на творение строителей, можно увидеть прямоугольный треугольник, один катет которого — высота, другой — половина длины основания. Если мы возьмем отношение гипотенузы к меньшей стороне, то получим идеальное значение 1,61950 или 1,62.

Это интересно! У формы пирамиды есть еще одно неоспоримое свойство. В нем сталь становится прочнее, вода дольше сохраняет свой свежий вкус, а живые растения растут быстрее. Уже много лет ученые пытаются разгадать этот феномен, но до сих пор не найдено научного решения.

Замечено, что пирамида улучшает психоэмоциональное состояние человека, в ее зоне снижается вредное излучение, исчезают геопатогенные зоны.

Идеальная пропорция золотого сечения в пирамиде
Идеальная пропорция золотого сечения в пирамиде

Идеальные пропорции в древней Греции

Идеальные пропорции делают архитектурные объекты незабываемыми. Ярким представителем ПА из Древней Греции является Парфенон, возведенный в 5 веке до н.э. Если взять отношение его высоты к ширине, то получится почти идеальная цифра 0,618.

Ученые установили, что для абсолютного золотого числа нужно от высоты отнять 14 см и прибавить к ширине. Учитывая структуру здания, весьма вероятно, что это сделали древние зодчие Иктин и Калликрат, так как фасад немного сужается вверху и отклоняется от золотого прямоугольника. Но в целом пропорции АП соблюдены.

Правило идеальной пропорции в древнегреческом Парфеноне:

Секреты ряда Фибоначчи: как работает золотое сечение в архитектуре

Секреты ряда Фибоначчи: как работает золотое сечение в архитектуре

Памятники архитектуры средневековья

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – прекрасный памятник истории средневековой архитектуры, дошедший до наших времен.

Стремление архитектора сохранить гармонию и целостность очень заметно в здании
Стремление архитектора сохранить гармонию и целостность очень заметно в зданииПри анализе структуры принцип CS можно увидеть в нескольких областях
При анализе структуры принцип CS можно увидеть в нескольких областях

Видео описание

В этом видео показан пример применения принципа золотого сечения в домашних условиях:

Выбор цвета по правилам золотого сечения

Обычно при выборе цветовой схемы используют соотношение 10-30-60, в основе которого лежит золотое сечение.

Таким образом, пространство должно состоять из трех цветов: первый — доминирующий, который будет занимать 60% помещения, этот цвет ложится на стены и пол.

За ней второе, т.е. 30%, это мебель. И третья, или 10%, на мелочи, такой же декор.

Правильное соотношение площади, занимаемой мебелью.

Подвесной декор

Разделите свободную площадь стены на три равные части по горизонтали и вертикали, прямоугольник, который будет в центре и будет привлекать основное внимание гостей.

Золотое сечение в мебели

Необходимое количество и требуемые габариты мебели определяются размерами наиболее крупных их представителей — шкафов, диванов, столов и т д. Например, если навесной шкаф занимает две трети всей площади комнаты, тогда диван-кровать должен быть в пределах размера шкафа. По такому же принципу выстраиваются соотношения размеров стола к дивану, стульев к столу, стульев к стульям и так далее

Золотое сечение в дизайне — что это такое
Принцип золотого сечения в архитектуре, строительстве и дизайне — мудрые советы
Найди золотую середину, или секреты золотого сечения - wikium blog
Что такое золотое сечение в дизайне
Золотое сечение в архитектуре: принцип проектирования зданий
Понятие пропорциональности в композиции
Божественная мера прекрасного золотого сечения Фибоначчи. | звуковая терапия
Принцип золотого сечения в архитектуре, строительстве и дизайне
Как использовать золотое сечение в дизайне
Золотое сечение

Гармоничная расстановка мебели Источник: decoratw.com

Точно так же и при отделке крупные предметы сочетаются с более мелкими, соблюдая пропорцию золотого сечения.

Есть фирмы, выпускающие целые наборы мебели, спроектированные с учетом соответствующих пропорций размеров отдельных элементов набора.

Оцените статью
Блог о строительстве крыш