- Можно ли красить радиаторы отопления горячими
- Как правильно покрасить батарею своими руками
- Протирка радиатора
- Удаление старой краски
- Ошкуривание поверхности
- Грунтовка
- Окрашивание
- Виды и отличия
- Алкидная эмаль
- Акриловая эмаль
- Порошковая окраска
- Масляные краски
- Краска в баллончиках
- Краска для горячих батарей отопления
- Можно ли красить горячие батареи отопления эмалью
- Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
- Расчет краски для батарей
- Составы и общие характеристики
- Необходимые инструменты и материалы
- Правила покраски отопительных приборов
- Подготовительный этап
- Требования к эмали
- Рекомендации по выбору
- Глянцевые или матовые краски — что предпочесть
- Выбор краски в зависимости от материала радиатора
- Подготовительные работы
- Как покрасить горячую батарею отопления
- Сколько нужно краски для покраски
- Характеристики разных составов
Можно ли красить радиаторы отопления горячими
Теоретически все современные лакокрасочные материалы разрабатывались исключительно для нанесения на поверхность при рабочих температурах 15-30°С.
Все остальные варианты покраски считаются аномальными, хотя на многих упаковках можно встретить надпись — краска для труб горячего водоснабжения.
Это не значит, что производитель рекомендует красить горячую батарею в помещении, компания лишь признает, что после высыхания лакокрасочный материал хорошо переносит нагрев до температуры кипения воды.
Условно без особых ограничений можно красить теплые батареи при температуре до 50°С в домашних условиях. Это не повлияет ни на качество, ни на условия эксплуатации радиаторов.
Во всех остальных случаях вам придется несколько раз подумать, прежде чем пытаться организовать покраску горячих радиаторов в своей квартире, когда на улице холодно, отопительный сезон в самом разгаре.
А полноценно проветрить помещение практически невозможно.
Покраска акриловой дисковой краской
Чем грозит попытка покрасить горячую батарею с температурой 80-90°С:
- Быстрое, а в некоторых случаях почти мгновенное испарение растворителя, в результате чего над батареей в помещении появляются облака токсичных компонентов растворителя;
- Быстрое схватывание базового покрытия. Вместо сплошного и более-менее однородного слоя получается комковатая пористая масса;
- Толщина слоя краски увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с обычной тонировкой.
В некоторых случаях элементы ГВС и отопления можно без проблем покрасить.
Например, можно смело красить стояк — обогреваемую трубу отопления, толку от него мало, большая часть тепла в помещении отдается радиатором, поэтому можно экспериментировать с краской в отопительный сезон.
Если у вас есть сомнения, подходит ли лаковый материал для покраски горячей поверхности, всегда можно попробовать покрасить горячий кран в ванной.
Хорошая вентиляция, качественное утепление двери и небольшой объем помещения помогут быстро удалить пары растворителя из помещения, поэтому риска в эксперименте нет.
Кисть «прилипает» к горячей поверхности
Как правильно покрасить батарею своими руками
Технология покраски батарей отопления состоит из 2-х этапов:
- Подготовка поверхности (удаление мусора и грязи с устройства, снятие старого покрытия, шлифовка поверхности).
- Покрытие (грунтовка и покраска устройства).
Для работы вам потребуются следующие материалы и инструменты:
- Металлическая щетка.
- Кисти для покраски.
- Щетка для пыли.
- Металлический шпатель.
- Крупная наждачная бумага.
- Грунтовка для металлических поверхностей.
- Растворитель (уайт-спирит).
- Краска (аэрозольная или жидкая).
Технология тонирования применима к старому и новому отопительному оборудованию.
Протирка радиатора
На этом этапе следует подготовить устройство: удалить пыль, возможную грязь и паутину, а также отключить батарею от общей системы отопления. Протерев поверхность, можно приступать к удалению слоев старой краски.
Удаление старой краски
Есть 2 способа снять старое покрытие:
- Химический. Это означает использование химических растворителей, снижающих силы сцепления покрытия с поверхностью устройства. Химикаты разъедают краску, размягчая ее, так что старое покрытие легко снимается шпателем.
- Механический. Старое покрытие удаляется болгаркой. Снятие следует производить послойно до появления металлической поверхности.
Удаление старой краски.
Работы, связанные с заменой поверхностного покрытия отопительных приборов, целесообразно проводить в теплое время года, когда есть возможность проветривать помещение.
Ошкуривание поверхности
После удаления старого покрытия поверхность необходимо выровнять, чтобы новый слой плотно прилегал и крепко схватывал металл батареи. Для этого очищенный нагреватель шлифуют и полируют наждачной бумагой.
Если ожидается покраска не чугунного радиатора, а современной модели устройства (например, конвектора), то для облегчения процесса можно использовать болгарку.
Грунтовка
После шлифовки утеплитель следует очистить от пыли, а затем обезжирить специальной массой или обработать растворителем. Это необходимо для очистки всех участков от старой краски и увеличения силы сцепления металлической поверхности с будущим покрытием.
После обезжиривания поверхность грунтуется. Грунтовку следует наносить в 2 слоя, дождавшись полного высыхания предыдущего слоя. После грунтовки поверхность следует оставить сохнуть на сутки.
Окрашивание
Загрунтованную и высушенную поверхность обогревателя покрасить в выбранный оттенок кистями, мягкой губкой или распылителем в зависимости от типа окрашиваемой поверхности.
Окрашивание
Например, труднодоступные места можно красить постепенно кистью с изогнутой ручкой или нанося мягкой губкой. На большие поверхности слой наносится валиком или большой кистью, при отключенном нагревательном приборе можно использовать распылитель.
Краску следует наносить на холодную поверхность, поэтому перед обработкой следует отключить батареи от общей системы отопления.
Виды и отличия
Помимо вышеперечисленных требований, желательно, чтобы краска для радиаторов не сильно пахла, а лучше вообще без запаха. Еще одно пожелание – долговечность покрытия. Нормальный вид поверхности должен сохраняться в течение нескольких лет.
Ну точно — цвет со временем меняться не должен. Немногие из композиций отвечают всем этим требованиям и пожеланиям.
Радиаторные краски изготавливаются на другой основе
Алкидная эмаль
Алкидная эмаль создает на окрашенной поверхности прочное глянцевое покрытие. Если поверхность была должным образом подготовлена (очищена, обезжирена и загрунтована), двойной слой алкидной эмали прослужит не менее 4 лет.
Эти краски изготавливаются на разной основе и поэтому обладают разными свойствами:
- На основе органических растворителей. Эта группа имеет характерный запах. Имеют широкий спектр применения, но следует искать температуру эксплуатации не ниже +70°С. Базовый цвет – белый, для придания цвета и оттенка добавляется красящий пигмент.
Известный представитель – ПФ-115.
- Акрилово-алкидная эмаль на водной основе. Преимущество этого вида краски в том, что она практически не имеет запаха. Имея подборку в этой группе, нужно внимательно читать ассортимент.
Есть составы, которые никак не подходят для радиаторов отопления, поэтому в описании должно быть указано, что можно наносить на металл. Также не стоит забывать о температурном режиме эксплуатации.
Если выбираете белую краску, внимательно читайте состав – мела быть не должно. Это дешевый пигмент, но при нагревании он очень быстро желтеет.
В радиаторные краски, которые не меняют цвет, добавляют титановые белила, но этот пигмент дорогой, поэтому готовые составы почти в два раза дороже.
Алкидные эмали — хороший выбор, но они имеют стойкий аромат
- Силиконовая основа используется для термостойких красок с применением до +600°С. Их можно использовать не только для труб и радиаторов, но и для покраски печей.
Форма выпуска этого вида краски – ведра или металлические банки различной емкости. Фасовка обычно от 0,5кг до 3кг в канистрах, в ведрах до 25кг, затем фасуется в бочки. Эта краска наносится кистью, валиком, некоторые виды можно наносить краскопультом.
В группе алкидных эмалей есть очень интересный вариант – молоток. В его состав входят специальные красящие пигменты, создающие разнообразные визуальные эффекты.
Поверхность, которую они окрашивают, выглядит так, будто по ней бьют молотком (отсюда и название). Такая фактура прекрасно скрывает недостатки окрашенной поверхности. Получается очень интересное объемное покрытие.
Металл с молотковой эмалью
Если вам нужно покрасить старые чугунные радиаторы или трубы с несовершенной поверхностью, это ваш шанс обойтись без шпаклевки и шлифовки.
В этой группе не удастся найти чистый белый цвет, но есть светлые оттенки, хотя и не в таком количестве, как насыщенные – поверхность выглядит интереснее, если цвет светлый или глубокий.
Акриловая эмаль
Это препараты на водной основе с полиакрилатами в качестве пленкообразующего компонента. Они практически не имеют запаха, и даже он исчезает в течение нескольких часов. Их обычно называют «красками для радиаторов без запаха».
Тем не менее при работе в помещениях нужно их проветривать после работы — это химия, поэтому вредные пары присутствуют, хотя и не в таких масштабах, как в сольвентных эмалях.
Этими красками окрашивают фасад или внутренние стены, также существуют акриловые краски для росписи. Конечно, для покраски радиаторов они не годятся. Ищите акриловую краску по металлу, в температурном диапазоне не ниже +70°С.
Удобно, что они просто разбавляются простой водой, но после высыхания не смываются, не намокают. Полученная пленка очень напоминает пластиковую поверхность, остается гибкой, не трескается и хорошо моется. Обычно он полуглянцевый или матовый.
Акриловая краска для радиаторов может продаваться фасованной в ведрах или красками, любой цвет из палитры RAL можно заказать в авторизованных точках продаж. Они окрашены специальными пигментами.
В чем недостаток этих цветов? Как и все составы на водной основе, требует тщательной подготовки поверхности.
Сначала удалите всю ржавчину, затем покройте поверхность преобразователем ржавчины, обезжирьте, при необходимости устраните неровности, а затем загрунтуйте. Только после этого можно красить радиаторы или трубы отопления.
Если этого не сделать, ржавчина быстро проникнет в пленку краски.
Акриловые эмали на водной основе и почти без запаха (это ПРОФИ ВД-АК-1179)
Есть акриловые эмали, не требующие грунтовки, но все остальные приготовления должны быть произведены в полном объеме. Например, акриловая водоэмульсионная грунтовка Aquametallic (стоимость за 1кг около 250-350 рублей, в зависимости от упаковки).
Подходит для окраски чугуна и черных металлов, но не для окраски цветных металлов или оцинкованных поверхностей.
Хорошее решение – акриловая эмаль ПРОФИ ВД-АК-1179. Этот вариант глянцевый, обладает хорошей укрывистостью и адгезией. Под это покрытие нужна грунтовка. В целом ассортимент этих красок широк, в магазинах их очень много.
Порошковая окраска
Этот тип может быть самым прочным и устойчивым к повреждениям в настоящее время, но его использование требует определенных условий.
Вам понадобится специальный пороховой пистолет, низковольтный источник питания и возможность нагревать поверхность до высоких температур.
Состав этих красок порошковый. Им нужно равномерно покрыть окрашенную поверхность. Для этого порошок получает положительный заряд, окрашенная часть – отрицательный (для этого нужен источник тока).
Затем краска нагревается, в результате чего порошок полимеризуется (слеживается), и образуется прочная пленка.
Процесс нанесения порошковой краски на деталь и последующий обжиг перед полимеризацией
Выпускаются порошковые краски с разной температурой полимеризации – от +200°С до +350°С. Как вы понимаете, нагреть чугунную батарею до 200 градусов совсем не просто. Для этого требуется камера. Поэтому такой вид домашней окраски практически отсутствует.
Если вы очень хотите именно эту краску для своих радиаторов, вы можете обратиться на станцию техобслуживания, которая занимается покраской автомобилей. Делают по той же технологии. Возможно, вы сможете договориться с ними.
Масляные краски
Большинство старых батарей красят масляными красками, но сегодня это совершенно непопулярно — слишком много недостатков. Во-первых, запах очень сильный и долго не выветривается, а во-вторых, краска со временем трескается и меняет цвет.
При наличии равноценных по цене специальных радиаторных красок такой выбор становится довольно редким.
Единственная сложность заключается в очистке уже окрашенных старых батарей, так как поверхность обычно потрескавшаяся и наносить поверх нее другое покрытие, даже если оно совместимо, не имеет смысла — все равно будет некрасиво.
Через несколько лет масляная краска начинает трескаться и слетать
Краска в баллончиках
В последние годы появилось много красок в аэрозольной упаковке – баллончиках. Есть краски для радиаторов отопления. Принцип подбора здесь аналогичен: следует обращать внимание на температурный режим.
Определенную сложность без опыта представляет процесс нанесения такой краски.
На самом деле здесь все просто: распылять необходимо с расстояния не менее 20см от окрашиваемой поверхности, чтобы быстро и равномерно провести струю, не останавливаясь подолгу на одном месте.
Также нужно уметь красить радиаторы эмалью из баллончиков
Аэрозольная краска наносится в несколько проходов. Вам может понадобиться два, три, а может и больше слоев, в зависимости от сложности рельефа. Для получения однородного цвета меняют направление потока.
Если в первом проходе они двигались сверху вниз и снизу вверх, то во втором проходе — справа налево и обратно.
Еще момент: застелите бумагой или газетами место, где будете работать, и достаточно большую площадь. Поначалу трудно контролировать свои движения.
Краска для горячих батарей отопления
Сразу следует обратить внимание на лакокрасочные материалы, которые ни в коем случае нельзя использовать для окраски обогреваемых труб и радиаторов даже до 100°С.
В этот перечень входят все краски и эмали, в состав растворителей которых входят бутил, этил, метил, толуол и ксилол. Пары этих веществ становятся очень токсичными при высоких температурах и могут привести к отравлению при вдыхании.
Вторым видом красок, которыми запрещено красить батареи в отопительный сезон, являются нитрокраски и нитроэмали. Они содержат ацетон и этиловый спирт, что крайне негативно сказывается на условиях труда.
Но дело даже не в этом, температура испарения ацетона чуть более 40°С, поэтому на горячих батареях нитрокраска вспучивается, образуя комки и пузыри.
Отопительную батарею можно красить в отопительный сезон:
- Масляными лаками и красками;
- Акриловыми покрытиями;
- Алкидными красками и лаками.
Полиуретановые и эпоксидные материалы для покраски батарей в отопительный сезон даже не рассматриваются.
Краска для труб и радиаторов в отопительный сезон: эмаль акриловая цветная
Эпоксидные смолы и краски используются для окраски элементов горячей арматуры и труб, и даже радиаторов, но делается это в специфических условиях промышленного производства.
Покрытие похоже на металл
В домашних условиях можно попробовать сделать малярный материал для труб с теплой водой на основе эпоксидного клея ЭДП5, ЭДП5М, небольшого количества разбавителя или ацетона и наполнителя из сухой алюминиевой пыли — серебра.
Этот вариант привлекателен тем, что:
- Горячая краска радиатора не имеет запаха;
- Прекрасно сцепляется с чугунными и алюминиевыми поверхностями;
- Не выгорает от нагрева в течение длительного отопительного сезона.
На самом деле, это лучшее, что есть на сегодняшний день, если вам нужно покрасить горячий кран в жилом помещении или даже в отопительный сезон.
Недаром большинство алюминиевых радиаторов в промышленности покрыты полиуретаново-эпоксидными материалами, средний срок службы такого покрытия составляет несколько десятков отопительных сезонов.
К недостаткам домашней эпоксидной защиты можно отнести две проблемы:
- Трудно найти качественную эпоксидную смолу с модифицированным фталево-малеиновым отвердителем;
- Долгий и трудоемкий процесс подбора оптимальных пропорций растворителя, смолы и отвердителя.
Для каждой марки смолы и отвердителя его можно найти только методом проб и ошибок. Получается, что для того, чтобы подобрать оптимальный рецепт, придется десятки раз красить трубу горячей водой. В случае успеха проблема будет решена раз и навсегда.
Понятно, что терпения экспериментировать мало у кого хватает, проще купить краску для труб горячего отопления на один отопительный сезон, чем тратить время и силы на поиски универсального решения.
Можно ли красить горячие батареи отопления эмалью
Алкидные материалы не дают высокой плотности красочного слоя, поэтому с ними сложно работать. Для получения тонкого и твердого слоя краски нужно нанести несколько слоев лакокрасочных материалов, не менее двух.
Первый слой наносится на подложку и просто с максимальной силой втирается в металл. Стартовое покрытие очень прочное, тонкое и имеет матовую поверхность.
Если до окончания отопительного сезона осталось мало времени, лучше оставить его в таком виде и покрасить радиаторы уже с наступлением весны.
Если отопительный сезон только начался, лучше нанести второй слой алкидной эмали с помощью краскопульта или баллончика. Если нужно сразу покрасить, можно работать кистью.
Грунтовка алкидная Alpina для металла (в т.ч. горячего)
Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
Чаще всего акриловые краски выбирают для окраски радиаторов, уже заполненных горячей водой. Обычно они ложатся на правильно подготовленную поверхность, давая плотный слой однородного цвета.
Единственным недостатком является высокая скорость испарения воды. Для затвердевания акриловой массы необходим кислород воздуха и воды. На горячих трубах водная основа очень быстро испаряется, поэтому поверхность может получиться шероховатой, без блеска.
По окончании отопительного сезона можно покрасить батарею второй раз или дождаться снижения температуры батареи.
Недостатки акриловых красок – неприятный запах, поэтому перед покраской радиатора необходимо будет организовать нормальную вентиляцию помещения, хотя испарения акриловых покрытий не так вредны, как пары растворителей от алкидных составов и нитроэмалей.
Читайте также: Жара в квартире — 5 способов защититься
Расчет краски для батарей
Запланируйте расход краски не менее 250мл на стандартный 8-регистровый нагреватель. Для росписи акриловыми красками на одну батарею потребуется материала на 40% больше.
Важно! Масляные краски редко используются по одной простой причине. Если красить батарею в отопительный сезон, то через несколько лет, когда придет время обновлять лак, отодрать старую масляную основу будет крайне сложно.
Из-за высокой температуры олифа полимеризуется в очень прочную и липкую пленку, которую можно удалить только путем обжига.
Если под рукой ничего нет, а ситуация требует вмешательства, лучше использовать классическую эмаль ПФ-115. В отопительный сезон можно красить в один слой, этого хватит на жизнь до лета.
Составы и общие характеристики
Продукты, используемые для батарей, немного отличаются от всех других красок.
Прежде чем купить их, необходимо ознакомиться со всеми особенностями таких изделий.
- В составе краски не должно быть токсичных веществ, способных нанести вред здоровью человека. Это означает, что красящее средство должно быть чистым. Внимание!
Все иностранные производители подчиняются европейским стандартам, в то время как российские должны следовать стандартам ГОСТ.
Если на баллончике с краской указаны другие стандарты, отличающиеся от государственных, скорее всего, этот товар некачественный.
- Краска, которой будет окрашена батарея, должна выдерживать температуру выше +70 градусов. Более низкие значения термостойкости состава приводят к отслаиванию краски или пожелтению цвета.
Стоит отметить, что минимально допустимая температура составляет +70 градусов.
- Краски желательно покупать быстросохнущие, что значительно сократит время покраски батареи. Этот пункт не считается обязательным, однако рекомендуется выбрать этот вариант.
- Абсолютно все такие изделия должны быть антикоррозийными. Благодаря этому свойству утеплитель будет более устойчив к внешним воздействиям.
- Есть составы, которые при окрашивании металла начинают издавать резкий неприятный запах, сохраняющийся до полного высыхания изделия. Стоит покупать этот вариант для хорошо проветриваемых квартир.
- Любой состав, созданный для нанесения на металл, должен быть влагостойким. Это свойство необходимо для того, чтобы в дальнейшем трубы можно было протирать влажной тряпкой.
- Ведь эти краски должны быть достаточно теплопроводными, чтобы не ограничивать теплообмен между радиатором и воздухом в помещении.
Необходимые инструменты и материалы
Для выполнения работы вам понадобится достаточно большой список материалов и инструментов:
- Электродрель с насадкой-щеткой, стальной или коричневой щетиной;
- Ручная металлическая щетка;
- Ветошь для снятия старой краски;
- Наждачная шкурка крупная и средняя зернистость;
- Две щетки с короткой жесткой щетиной, одну нужно подстричь и закрепить на длинной ручке под углом;
- Настольный или напольный вентилятор;
- Респиратор, перчатки.
Совет! Лучше всего заранее проверить купленную краску для труб горячего отопления на качество и скорость высыхания на горячей поверхности.
В пик отопительного сезона трубы прогреваются в среднем до 80°С. Считается, что если кисть не прилипает, не пригорает к трубе, а слой не образует «заломов» и «корок», ею можно красить батарею отопления в отопительный сезон.
Правила покраски отопительных приборов
Покраска радиаторов требует специальных инструментов. Например, изогнутую кисть, так что купите все необходимое заранее. Процесс покраски всегда начинается с подготовительных мероприятий и только потом начинается работа.
Подготовительный этап
Чтобы покраска батарей была удобной, необходимо заранее подготовить ряд материалов и инструментов. А именно:
- краска;
- 2 кисти — изогнутая и прямая;
- грунтовка;
- растворитель (кроме дисперсионной эмали);
- старые тряпки;
- газеты или полиэтилен;
- наждачная бумага (№ 2);
- средства защиты – резиновые перчатки, респиратор.
Если радиатор уже был окрашен, его необходимо очистить от старого покрытия. Конечно, нанесение сверху допустимо, но это значительно снизит уровень теплоотдачи.
После удаления старой краски выполните следующие действия:
- Отшлифуйте поверхность абразивом, чтобы получить гладкую поверхность.
- Стирать тряпкой и моющим средством.
- Вытрите насухо — на батареях не должно быть влаги.
- Обезжирить растворителем – не должно быть ни малейшего жира.
- После высыхания обработать грунтовкой.
Требования к эмали
Самое главное при выборе краски для обогревателя дома – ее термостойкость. Если в маркировке баллончика указано, что состав имеет рабочую температуру ниже +80°С, то брать такой лак для покраски батареи не стоит.
Традиционные лакокрасочные материалы изначально не предназначены для окрашивания нагретых элементов системы отопления. Они будут шелушиться или желтеть при включении нагрева.
Лучшим вариантом краски для батареи является та, на этикетке которой есть слова «предназначена для радиаторов» и «быстросохнущая”
Краски для самостоятельной окраски радиатора должна быть одновременно:
- термостойкие – не ниже +80°С, а лучше +100°С;
- влагостойкие и устойчивые к истиранию;
- нетоксичные;
- с высокой теплопроводностью;
- быстросохнущие.
Некоторые из-за отсутствия опыта работы с батареями выбирают обычную интерьерную краску, не являющуюся термостойкой. В результате при воздействии тепла он желтеет или меняет свой первоначальный оттенок.
Это связано с наличием в его составе мела или полимеров, не рассчитанных на высокие температуры. Поэтому и связующее, и пигмент должны быть термостойкими.
Радиаторная краска обычно наносится в два слоя. Чем быстрее высохнет каждый из них, тем быстрее утеплитель будет готов к эксплуатации. Причем зачастую чем быстрее сохнет лаковый материал, тем резче запах состава.
Чтобы семье не приходилось вдыхать эти амбре, зачастую проще снять радиатор с труб и покрасить где-нибудь в гараже или на улице.
Недорогой мел часто добавляют в качестве наполнителя в краску для удешевления ее стоимости, от таких лакокрасочных материалов лучше сразу отказаться — такая эмаль точно пожелтеет
Выбирая между глянцевым и матовым вариантом, помните, что на глянцевой поверхности видны мельчайшие неровности. Для грубых и неровных чугунных батарей лучше выбрать краску мягкого оттенка, которая не будет слепить светом.
Чугун радиатора часто имеет металлические полосы и вмятины. При использовании глянцевой эмали они наверняка все будут на виду.
При этом слишком усердно выравнивать чугунную поверхность батареи наждачной бумагой перед покраской тоже не стоит. Это может привести к истончению ребра радиатора и последующему свищу.
Рекомендации по выбору
При покупке краски для радиаторов необходимо определиться с ее основными требованиями. Их много. Что нужно учитывать, а что можно проигнорировать, решать потребителю. Напомним их (обсуждалось выше).
Термическое сопротивление. Радиаторы отопления нагреваются до +80°С (в редких случаях при выходе из строя автоматики котельной до +100°С).
Поэтому красочный слой должен выдерживать такой нагрев: сохранять цвет и не трескаться при последующем отслаивании. Поэтому нужно купить эмали для радиаторов. Аналогичная надпись должна быть на упаковке. Если её нет, не покупайте.
Возможность покраски горячих батарей. В большинстве случаев косметический ремонт проводится в отопительный сезон. Поэтому нужно обращать внимание на условия использования краски.
Если система отопления красится в теплое время года, критерием можно пренебречь.
Скорость сушки. Всегда удобно работать с быстросохнущей краской. Этот показатель особенно важен при нанесении нескольких слоев красящего вещества. Поэтому следует смотреть на упаковке, как долго сохнет глазурь.
Антикоррозийные свойства. Высокая устойчивость к влаге надежно защищает металл батареи от ржавчины.
Нет резкого запаха. Не должно пахнуть только во время покраски, но и в отопительный сезон.
При косметическом ремонте еще можно потерпеть резкий запах (поможет проветривание), но его появление при эксплуатации батарей отопления – практически неразрешимая проблема.
Высокая износостойкость. Вновь нанесенная краска не должна отслаиваться или отслаиваться от радиаторов при температурных колебаниях и механических воздействиях.
Долговечность. Окрашенная поверхность должна как можно дольше сохранять свой первоначальный цвет и блеск. На практике это не менее 5 лет.
Экологическая чистота. В составе красок не должно быть токсичных компонентов. При нагревании они могут выделяться в воздух, отравляя организм хозяев квартиры или дома.
Теплопроводность. Слои краски задерживают тепло, снижая тепловую мощность системы отопления. Инженеры по централизованному теплоснабжению говорят о цифрах от 1% до 20%. Поэтому важно покупать краску с высоким коэффициентом теплопередачи.
Рассмотрим более подробно два других важных критерия.
Глянцевые или матовые краски — что предпочесть
При выборе глянцевых и матовых красок следует учитывать некоторые нюансы.
- На глянцевой поверхности краски заметны малейшие неровности. Поэтому не рекомендуется красить такими покрытиями чугунные батареи с их многочисленными неровностями, потеками, кавернами и вмятинами.
Конечно, можно попробовать выровнять поверхность секций автошпатлевкой. Но это сложно и долго.
2. Белая матовая краска также не подходит для чугуна – он становится серым из-за грязи, которая быстро скапливается в углублениях. Выход в тонировку матовым тонирующим веществом, которое скроет все недостатки утеплителей.
3. Алюминиевые, стальные и биметаллические поверхности прекрасно смотрятся в глянцевом исполнении. Но даже матовые эмали придают отопительной системе привлекательный внешний вид.
Выбор краски в зависимости от материала радиатора
Еще одним важным критерием является совместимость краски с материалом батареи. Для наглядности сведем все возможные варианты в таблицу 1, которая поможет вам выбрать эмали для центрального отопления.
Таблица 1. Типы красок для разных типов батарей
Чугун | Масло, акрил, алкид, молоток, пудра, «Серебрянка», силикон, на водной основе |
Стали* | Акриловые, алкидные, молотковые, на водной основе, порошковые |
Алюминий** | Пудра |
Биметаллический | Акриловые, алкидные, молотковые, порошковые, на водной основе |
* Не рекомендуется самостоятельно красить металлические и биметаллические радиаторы, окрашенные в заводских условиях порошковой краской. На практике делают так: наносят 2 слоя грунтовки глубокого проникновения и красят.
Эта краска долго не держится. Она требует постоянного улучшения. Редакция сайта советует поступить иначе: установить декоративный экран.
** Некоторые специалисты рекомендуют красить алюминиевые батареи алкидными аэрозольными красками на органических растворителях. Краска выдержит, но срок службы короткий.
Подготовительные работы
В первую очередь нужно освободить место для покраски батареи. Такое хлопотное дело, как покраска радиатора, да еще и в отопительный сезон, требует убрать все лишнее вокруг радиатора и организовать нормальную вентиляцию помещения.
Руками смывают краску с горячего металла в труднодоступных местах.
Первая ступень обычно самая грязная и требует регулярной влажной уборки вокруг места установки батареи. Пригодится небольшой пылесос, с помощью которого очень удобно собирать пыль от старой краски, особенно с обратной стороны и под регистрами.
Перед сдиранием краски электродрелью с металлической насадкой закрепите соединения между регистрами, желательно обмотав капроновой нитью.
Жесткие бронзовые щетинки при высоких оборотах моментально прорезают резиновые и льняные уплотнители, а в отопительный сезон это может быть просто катастрофическим.
После снятия верхнего слоя краски металл нужно будет тщательно отшлифовать, особенно в углублениях, ребрах и шпорах. Делать это нужно руками, без электродрели, иначе снова серьезно повышается риск повредить аккумулятор.
Последним этапом очистить металл от пыли, промыть горячую батарею губкой или тряпкой, обязательно очистить водой с небольшим добавлением кальцинированной соды.
Важно! Во время работы помещение необходимо проветривать хотя бы несколько раз, не нужно бояться охлаждения помещения.
Теплоемкость в отопительный сезон настолько велика, что после нескольких часов проветривания даже в сильный мороз шансы заморозить трубы практически равны нулю.
Как покрасить горячую батарею отопления
Очищенную и просушенную металлическую поверхность перед покраской следует еще раз протереть сухой чистой тряпкой, чтобы удалить остатки содового налета.
Порядок работы следующий:
- С помощью баллончика или пульверизатора покрасьте внутреннюю часть ребра и стенки регистров. Можно красить «изогнутой» кистью, но качество заметно ниже. Делаем перерыв и проветриваем комнату;
- Подсушиваем лампой высохший слой краски на батарее, определяем места, где краска не легла на горячую поверхность или получился брак. Аккуратно зачистите наждачной бумагой и продуйте «внутренности» воздухом;
- После этого нужно снять все защитные шнуры и пластыри, покрасить места стыка регистров и труб. Высушите, проветрите и снова проверьте результаты. В отопительный сезон нельзя затирать стыки наждачной бумагой;
- На завершающем этапе необходимо покрасить лицевую часть и бока регистров. Делать это нужно кистью с коротким ворсом. Набирается небольшое количество краски и тщательно втирается тонким слоем на металлическую поверхность.
После того, как большая часть работ выполнена, батарею можно оставить в таком виде до окончания отопительного сезона. По внешнему виду он мало чем отличается от окрашенных летом при нормальных температурах.
Если условия требуют завершения работ, необходимо будет нанести последний слой краски, желательно краскопультом или простой мягкой кистью.
Нужно быстро покрасить лицевую поверхность. Лакокрасочный материал начинает кипеть на поверхности, а над нагретой батареей появляется облако растворителя.
Поэтому по возможности нужно открыть дверь и окно, установить вентилятор и активно выдувать облако из помещения.
Очень важно, чтобы поверхность имела блеск
Сколько нужно краски для покраски
Производитель всегда указывает на этикетке расход краски на м2, поэтому подсчитать, сколько нужно для плоских радиаторов, несложно. Но даже в этом случае краска израсходуется внутри батареи. С чугунными радиаторами расчет сложнее.
Помочь может наличие технической документации на отопительные приборы, в них пишут общую площадь радиатора. В случае утери паспорта воспользуйтесь специальным калькулятором. Имеет все параметры каждой модели радиатора:
- количество секций;
- марка эмалевого покрытия;
- сколько слоев потребуется.
Программа автоматически подсчитывает расход краски или выдает общую окрашиваемую площадь, исходя из которой вы сами можете рассчитать количество краски.
Характеристики разных составов
Алкидные эмали нормально работают при температуре до 150ºC, при этом производители гарантируют, что яркие цвета покрытия не пожелтеют при нагреве до 120ºC.
После нанесения алкидная краска некоторое время распространяет неприятный запах, который быстро выветривается. При запуске системы отопления осенью запах может появиться снова, но ненадолго.
Акриловая краска для радиаторов практически не пахнет, причина в водной основе состава. Также она является самой распространенной из-за доступной цены. Базовая эмаль белоснежная, для изменения цвета добавлен красящий пигмент.
Температурный порог покрытий ниже, чем у алкидных – 80ºС, но как показывает практика, этого вполне достаточно.
Если вы хотите провести покрасочные работы аккуратно и надолго, то можете нанести на радиаторы силиконо-алюминиевую краску. В его основе силиконовая смола, а верхний температурный предел составляет примерно 500ºС.
После нанесения этот состав образует очень прочный и в то же время пластичный слой, спокойно воспринимающий тепловое расширение металла. Не требует грунтования и имеет хорошую адгезию к различным поверхностям, в том числе из алюминиевого сплава.
Силиконовая краска имеет два недостатка – наличие запаха, требующего длительного проветривания после покраски, и высокую стоимость.
Современное серебро – это термостойкая краска БТ-177, выдерживающая температуру до 200 ºС. Его основу составляет лак ВТ-577, в который добавляют алюминиевую пудру и тщательно перемешивают.
Наносить этот состав на металл лучше поверх старой краски или после грунтовки. Ассортимент ВТ-177 – это наиболее распространенные отопительные приборы, расположенные в производственных помещениях.
В состав лака входят нефтепродукты, благодаря чему краска не имеет запаха, после завершения работы проветрите помещение.
Следует отметить, что эмали для окрашивания радиаторов также продаются в аэрозольных баллончиках, которые очень удобны в использовании. Сюда же относятся баллончики с автомобильными эмалями.
Совет. Если после покраски автомобиля в вашем гараже остались остатки автомобильной краски, срок годности которой еще не истек, ее смело можно использовать для батарей.
С жаростойкостью лаков все в порядке, только вспомните, как сильно нагревается кузов автомобиля летом на солнце. Правда, запах тоже придется выветривать.